воскресенье, 25 ноября 2012 г.

Как перейти на SAP Freelance?

SAP Freelance. Что это такое?

Внештатный консультант, фрилансер, работник-контрактник, контрактор - эти термины, весьма широко распространенные в Европе и США, сегодня становятся все более привычными и для российского бизнеса; особенно часто – в сфере информационных технологий. Попробуем разобраться, что означают эти понятия. Если заглянуть в словари, то мы увидим freelance(r) - этимология этого слова восходит к понятию «свободный воин-наемник»; нештатный, внештатный, независимый (о специалистах, как правило, представителях творческих профессий, работающих на временной контрактной основе у одного или нескольких работодателей, в отличие от штатного сотрудника).

Сontractor - подрядчик, фирма-исполнитель.  Итак, внештатные консультанты, фрилансеры, контракторы – это специалисты, работающие по временным контрактам на одного или нескольких работодателей. SAP фрилансеры (SAP Freelance Consultants) – это консультанты, которые предоставляют свои услуги по внедрению SAP R/3 и смежных продуктов компании SAP AG на основании контрактов, заключаемых с компаниями-клиентами, при этом не нанимаясь в штат этих компаний. В контракте прописываются условия работы, временные рамки, фазы работы, ее особенности и требуемый результат, размер и форма оплаты.


В чем основной плюс фриланса? Независимый консультант сам выбирает себе компанию, проект, степень своей загрузки в проекте, а также многие другие факторы. В рамках конкретного проекта он также имеет большую свободу выбора и действий, нежели те, кто состоит в штате. Но есть при этом и сложности. Фрилансер должен сам вести ту работу, которую ведет работодатель для штатных сотрудников: например, прогнозировать свою деятельность, искать проекты, заключать договора, вести финансовую отчетность, заботиться о пенсии, страховках и т.п.

По сути, он является Хозяином своего небольшого бизнеса, в котором продает свои навыки, опыт и способность решать поставленные задачи. А предпринимательство всегда связано с риском. Имея на руках один контракт, независимый консультант никогда не может быть уверен, что по его окончании он получит другой, либо сможет продлить текущий. Правда, в качестве компенсации он получает за свой труд значительно более высокую плату, чем штатный сотрудник. С одной стороны, это компенсация описанных выше рисков работы по контракту, с другой – это плата за опыт, профессионализм и за экспертное решение задачи, для которой его приглашают.

Сроки контрактов, на которые привлекают внештатных консультантов, зависят от конкретных задач, которые нужно решить специалисту. Они могут составлять от нескольких дней до года и более. Впрочем, специфика SAP-проектов такова, что даже если контракт начинается как краткосрочное соглашение, впоследствии он часто продлевается. Решение локальных задач может перерасти в масштабный проект, если клиент доволен качеством работы, выполняемой консультантом.

Современный рынок SAP с каждым днем дает больше возможностей для контрактной работы. Благодаря этому опытные консультанты могут постоянно получать новые заказы – что делает работу на контрактной основе все более привлекательной для настоящих профессионалов, готовых самостоятельно продвигать свои услуги на рынке внедрения SAP R/3. Вот, по сути, небольшое введение в понятие «SAP Freelance». Далее мы попробуем детально раскрыть этот способ развития карьеры консультанта.

Состояние рынка в России и за рубежом

В Европе и Америке внештатные SAP-консультанты составляют значительную долю рынка. На наш взгляд, причины этого следующие:
  1. В западных компаниях сотрудникам предоставляется солидный и дорого обходящийся работодателю «компенсационный пакет». Естественно, компании стремятся уменьшить расходы на штатных сотрудников, в том числе компенсацию за увольнение в случае нецелесообразности продолжения трудовых отношений. Внештатный консультант позволяет избежать этих трат – он работает ровно столько, сколько в нем нуждаются, и по окончанию контракта ему не требуется платить никаких выходных пособий.
  2. Большое количество мультинациональных компаний, внедряющих у себя SAP R/3, развитие Интернет-технологий, использование английского языка как «рабочего» по всему миру делают рынок более открытым, позволяя консультантам работать в любой стране вне зависимости от их места жительства.
  3. Бизнес-структуры большинства развитых стран мира по достоинству оценили плюсы работы с внештатными консультантами, в связи с чем это направление усиленно развивалось последние 10-15 лет. Поэтому на данный момент:
  • на рынке существует множество компаний, в которых стадия внедрения SAP R/3 уже пройдена, но постоянно требуются доработки; рынок фриланса в области SAP-консалтинга развит и хорошо структурирован;
  • менеджмент проектов находится на высоком уровне, что позволяет быстро включать внештатных консультантов в работу и более эффективно их использовать. Специалисты, выбирая работу по контракту, организуют собственные микрофирмы или обращаются к агентствам, специализирующимся на поддержке внештатных SAP-консультантов.
 В России количество консультантов SAP R/3, работающих на контрактной основе, до недавнего времени было ничтожно мало. Лишь в последние годы положение стало меняться. Мы считаем, что предпосылки к этому таковы:
  1. Рынок SAP-консалтинга моложе европейского. В России позже появились опытные специалисты, готовые работать как самостоятельные внешние подрядчики на проектах внедрения SAP R/3. Однако в ближайшее время их количество будет быстро расти.
  2. Появляется большое количество новых проектов, требующих внедрения SAP R/3, а также потребность в доработке уже существующих. Поэтому услуги опытных специалистов все больше востребованы. Ощущается нехватка квалифицированных специалистов, и их ценность возрастает.
  3. Российские компании сегодня выбирают более цивилизованный подход к бизнесу, в том числе и в части договорных отношений с работниками. Это политика и государства, и самих компаний, которые думают о развитии своего бизнеса и выходе на внешний рынок. Особенно актуальным это становится в связи со вступлением России в ВТО. Благодаря этому контрактные отношения с работниками становятся более проработанными с юридической точки зрения, повышая доверие как к компаниям, так и к консультантам.
  4. На рынок выходят сервисные компании, помогающие специалистам перейти от работы в штате к работе по контракту. Ведь переход на внештатную работу требует решения большого количества задач, не связанных с профессиональной деятельностью SAP-консультанта, которые могут отнимать значительную долю времени и сил.

Для многих консультантов, задумывающихся о карьере независимого эксперта, это является тем камнем преткновения, который останавливает их на пути к переходу на фриланс. Сервисные компании (такие, как наша команда) как раз и помогают разобраться с этими задачами «переходного периода», чтобы освободить время и силы консультантов для их профессиональной деятельности.


Преимущества работы по контракту

Одной из причин, по которой профессионалы выбирают путь независимого подрядчика в мире IT, является более высокая оплата труда. Вознаграждение за выполненные по контракту работы может быть в несколько раз больше, чем оплата штатного сотрудника. Свобода – вот еще одна причина, побуждающая специалистов к контрактной работе. Подрядчику не нужно взбираться по должностной лестнице для того, чтобы выстроить карьеру и увеличить заработок.

Независимый консультант получает вознаграждение только за свои профессиональные навыки. А значит, ему не нужно предпринимать долгие, сложные шаги по продвижению на предприятии, участвовать в «политических играх», в которые зачастую приходится ввязываться штатным сотрудникам ради повышения в должности. Работая по контракту, консультант является сам себе хозяином и может выбирать проекты, которые ему наиболее интересны, компании и команды, с которыми он считает нужным работать. Кроме того, фрилансер сам выстраивает свой бизнес.

Он выбирает объемы работы, график работы, режим поездок: путешествовать ли по миру, постоянно узнавая нечто новое и обогащая свою жизнь новыми впечатлениями, или оставаться рядом с домом, проводя больше времени с семьей и друзьями. Он выбирает, когда ему работать и когда отдыхать, планируя время отпуска и его длительность и согласовывая их не с мнением руководства, а лишь со сроками собственных контрактов.

Что останавливает консультантов при принятии решения о переходе на контрактную работу.

В первую очередь, это риски. Становясь независимым консультантом, специалист теряет поддержку компании, он вынужден самостоятельно решать все свои проблемы и искать новые контракты после завершения работ на текущем проекте. Это собственный бизнес со всеми его преимуществами и недостатками. Как показывает статистика, далеко не все хорошие специалисты могут стать хорошими предпринимателями. Это нужно принять к сведению и подумать о том, как возникающие риски минимизировать. Из первой причины вытекает и вторая: это отсутствие знаний, опыта по ведению собственного бизнеса.

Консультанты, как правило, заняты решением локальных задач своих клиентов и не очень хорошо представляют, что делать, чтобы стать успешным независимым специалистом. В-третьих, для многих специалистов желаемый карьерный и профессиональный рост возможен только внутри компании. В основном, это консультанты, которые хотят развиваться в области управления и стать руководителями проектов. Работа по контракту, скорее всего, не даст в этом достаточного опыта: путь до руководителя проекта легче пройти в штате предприятия. Мало кто будет вкладываться в развитие менеджерских качеств субподрядчика, а без этой поддержки сложно стать хорошим руководителем. Хотя, как показывает опыт, есть и достаточно успешные руководители проектов, которые работают на контрактной основе.

Как перейти на freelance?

Ниже мы приведем примерный «алгоритм действий» для консультантов, выбравших путь независимого подрядчика.
  1. Составьте детальное резюме (CV)
    Аббревиатура «CV» происходит от латинского «curriculum vitae», что можно вольно перевести как «жизнеописание». Но так как резюме, или CV, составляют при поиске новой работы, вместо простого «жизнеописания» Вам следует «нарисовать» свой профессиональный портрет. 
  2. Для начала, определитесь с целью подачи резюме. Если Вы хотите работать внештатным консультантом на новом проекте, опишите свой опыт работы на значимых проектах, укажите, настройками каких функциональностей вы занимались. Если же Вы претендуете на роль старшего консультанта, руководителя группы – помимо консультантского опыта отразите ваш опыт руководства.

  3. Ваше резюме должно быть четким и структурированным. Не перегружайте его информацией. Основными разделами резюме являются «Образование», «Дополнительное образование», «Опыт работы», «Личные качества», «Рекомендации». Все то, что не вошло в рамки этих разделов, все Ваши пожелания к контракту, работе, компании – Вы можете отразить в сопроводительном письме, которое пишется в более «свободном» стиле, нежели резюме.

  4. Составляя резюме, Вы еще раз оцениваете свой опыт, чтобы выбрать задачу по силам и позиционировать себя определенным образом на данном рынке услуг.
    Имейте в виду, что в первую очередь к решению сложных задач клиенты готовы привлекать опытных консультантов, которые прошли несколько полных, успешных проектов внедрения, работали руководителями направлений, решая задачи самостоятельно. Именно от них ждут экспертного решения задачи на проекте.
    При недостаточности внутренних ресурсов могут понадобиться и «рядовые» консультанты, которые вполне справятся со стандартными задачами внедрения и поддержки.
    Разумеется, риск «преувеличить» свои возможности, чтобы получить выгодный контракт, очень велик. Но делать это мы категорически не советуем. Резюме должно быть честным! Утаивание, либо приукрашивание каких-либо обстоятельств впоследствии могут разрушить Вашу карьеру. В какой-то момент «все тайное, становится явным».
  5. Посоветуйтесь с финансовыми консультантами
    Еще раз напомним, что, становясь фрилансером, Вы, фактически, заводите собственное дело. Поэтому Вам следует в общих чертах изучить финансовое и налоговое законодательство Вашей страны, выяснить особенности ведения отчетности и уплаты налогов и т.д. Во многих странах быть фрилансером – означает организовать индивидуальное частное предприятие или предприятие с ограниченной ответственностью. Это не очень дорого, да и недолго: во многих случаях регистрация такого предприятия – дело считанных дней. Вы избавите себя от бюрократических проблем и проволочек, если найдете кого-то, кто Вам поможет. Например, хорошее агентство, которое занимается представлением интересов фрилансеров, всегда окажет Вам помощь в решении необходимых юридических и бухгалтерских вопросов.
                              Прочитайте Ваш текущий рабочий контракт
  1. Выясните, какие условия Вы должны выполнить, уходя с Вашей нынешней работы, и какие еще ограничения прописаны в Вашем соглашении с данным работодателем, которые могут сказаться на Вашей работе по контракту? (Например, могут быть ограничения, касающиеся работы с предыдущими клиентами Вашего работодателя и т.п…)
  2. Найдите вакансию по контракту
    Теоретически, в современном мире, где системы SAP внедряются повсеместно, это должно быть несложно. Сотни компаний ищут подрядчиков, и спрос на услуги SAP-консультантов как в России, так и за рубежом растет. Однако самостоятельное ведение переговоров, составление контракта, ведение дел в собственной компании и т.п. имеют множество подводных камней и отнимут массу времени и сил, столь ценных для SAP-эксперта. Вы можете более эффективно использовать свои навыки, поэтому…
  3. Обратитесь в агентство, которое поддерживает внештатных SAP-консультантов
    Это простейший, надежнейший и самый распространенный способ получить не только свой первый контракт, но и ответы на все вопросы, которые у Вас возникают при смене статуса со штатного сотрудника на новый, пока неизведанный статус контрактора. Тысячи SAP-консультантов во всем мире идут именно таким путем.
 Подготовьтесь к интервью
  1. Несмотря на то, что работа по контракту носит временный характер, будьте готовы к тому, что на предварительных переговорах в агентстве, а затем на интервью у клиента будут проверяться не только Ваши профессиональные навыки и знания, но и Ваши коммуникативные способности, менеджерские компетенции (если вы претендуете на руководящую позицию), умение работать в команде и многое другое. Интервью может быть как личным, так и телефонным, но значимость их одинакова.
    Заранее подумайте над тем, кто может дать Вам рекомендации с ваших предыдущих мест работы (проектов).

Почему необходимы «посредники»

Если Вы работаете через агентство, то все финансовые вопросы обсуждайте с ними. Это своего рода «правило хорошего тона» в данном виде бизнеса.  Почему необходимы «посредники» :
  1. Агентства предлагают широкий выбор возможностей, многие из которых могут быть более высокооплачиваемыми, чем контракты, которые Вы найдете сами.
  2. Заключая контракт с агентством, Вы обеспечиваете свою финансовую безопасность, поскольку агентства сами разбираются с получением денег от компаний-клиентов. Решать вопросы по поводу таких нарушений контракта, как задержка оплаты, гораздо удобнее агентству-посреднику, нежели самому фрилансеру.
  3. Агентства работают со многими компаниями на долгосрочной основе и, как правило, хорошо знают менеджеров этих компаний, «подводные камни» проектов, идущих в компании. Используя эти связи и имея большой опыт работы с внештатными консультантами на различных проектах, они помогут Вам решить спорные вопросы, которые могут возникнуть в ходе проекта.
  4. Работая с агентством, Вам уже не нужно заниматься продвижением себя как специалиста, и «продажей» своих услуг: эту функцию берут на себя специалисты агентства. Поэтому, как правило, еще до окончания Вашего текущего контракта хорошее агентство занимается поиском для Вас новых подходящих проектов. Таким образом, Вы всегда обеспечены работой и можете не делать больших перерывов между контрактами.
  5. Часть западных компаний всегда используют агентства в качестве посредников и хотят иметь дело с внештатными SAP-консультантами только через агентства.  Как выбрать «правильное» агентство Это также очень важный момент. Необходимо выбрать компанию, которая предложит Вам наилучшие условия для сотрудничества и серьезные гарантии.

Как выбрать «правильное» агентство.

Вот несколько моментов, на которые начинающему независимому SAP-консультанту стоит обратить внимание при общении с сервисными компаниями:
  1. Рекомендации. Поговорите с консультантами, которые уже работали или работают с данным агентством. Рынок SAP-freelance в России пока довольно узок, и нет больших проблем с поиском тех, кто работал с данным агентством. В большинстве случаев само агентство может дать Вам контакты этих специалистов.
  2. Специализация агентства и длительность работы. Обращайтесь в специализированное агентство, которое работает на рынке внедрения SAP по крайней мере несколько лет.
  3. Оплата. Поинтересуйтесь сроками, формами и гарантиями оплаты. Это – отличный барометр успешности и финансовой стабильности сервисной компании.
  4. Услуги. Профессиональное агентство обычно гарантирует следующее:
    •    Ваше резюме и любая другая, сказанная вами информация, хранятся в условиях полной конфиденциальности;
    •    Ваше резюме отправляется клиенту только с Вашего согласия;
    •    Вам обязательно сообщают результат любого интервью;
    •    Вы принимаете решение, получив полную информацию о задачах на проекте;
    •    Вы приступаете к работе после получения подписанной копии контракта; §  стандартный контракт агентства хорошо структурирован, написан ясным языком и не содержит предложений, которые могут быть неоднозначно истолкованы;
    •    Вы всегда можете рассчитывать на постоянный контакт с представителем агентства во время работы по контракту, на бухгалтерскую и юридическую поддержку.
  5. Консультации по вопросам бизнеса и финансов. Хорошее агентство может и должно давать советы по поиску бухгалтеров, регистрации предприятий, консультации по налогам и сборам, снабжать фрилансеров другой необходимой информацией. Вам ответят на все вопросы, которые у вас возникнут.  Помните, что лучше поговорить с агентством о том, какие предложения есть для Вас как для SAP-консультанта, и выяснить всю необходимую Вам информацию до того, как Вы свяжете себя контрактом с данным агентством.

Текст в сокращении взят с сайта http://exrp.ru

1 комментарий:

  1. Sap Career Journal: Как Перейти На Sap Lance? >>>>> Download Now

    >>>>> Download Full

    Sap Career Journal: Как Перейти На Sap Lance? >>>>> Download LINK

    >>>>> Download Now

    Sap Career Journal: Как Перейти На Sap Lance? >>>>> Download Full

    >>>>> Download LINK Rl

    ОтветитьУдалить