воскресенье, 11 ноября 2012 г.

Руководство начинающего консультанта по SAP-2



               Основные навыки и знания SAP-консультанта. Что надо и что не надо делать?

Исходя из вышеописанных задач, можно сформулировать требования к SAP-консультанту:
- Хорошее знание предметной области.
- Умение увидеть плохую организацию работы, придумать, как ее сделать лучше, и убедить людей в своей правоте.
- Умение учить.
- Знание возможностей системы, заложенной в нее бизнес-логики и пределов ее адаптации.
- Умение настраивать и дорабатывать систему под клиента.
- Умение грамотно формулировать решения и требования и документировать их.
- Коммуникабельность.
- Умение грамотно планировать свое время.
- Организаторские способности.
- Умение решать нетривиальные проблемы.
НЕ НАДО пытаться автоматизировать «кривой» бизнес, т.к.:
1) замучаетесь с адаптацией системы;
2) все равно потом придется переделывать.
Как известно, если автоматизировать бардак, то получится автоматизированный бардак, коий разгрести в сто раз сложнее, чем обычный. Соответственно, одним из наиболее ценимых навыков консультанта является способность "осаживать" ретивого пользователя (стандартный пример: "Хочу, чтобы в этом вашем SAPе все было, как в 1С, в противном случае я не буду в такой системе работать") и находить компромиссы.
                                                       Что такое транзакция SAP?

Транзакция  SAP - прикладная программа, выполняющая бизнес-процесс в системе, осуществляющая над данными определенный логически завершенный набор действий. (Технически - это "ярлык" для вызова программы на ABAP/4).  Например, это может быть ввод и бухгалтерская проводка счета-фактуры, формирование некоторого отчета. (Программистам: транзакция SAP не является синонимом транзакции БД).
                                                                   Что такое модули?

Система логически подразделяется на модули. Каждый модуль состоит из множества транзакций, охватывающих определенную часть деятельности предприятия. Как правило, консультант специализируется на каком-либо определенном модуле (хотя узость кругозора никогда ни к чему хорошему не приводила, так что по возможности не надо себя искусственно ставить в рамки). Границы модулей в значительной степени условны, между ними происходит обмен данными, могут быть общие настройки и таблицы с данными, совместное использование одной и той же части программы на ABAP/4 (со всеми вытекающими последствиями при ее непродуманном изменении).
                                                       Краткое описание модулей.
MM (Materials Management) - Управление материальными потоками.
Включает в себя:
1) Справочник материалов и услуг
2) ППМ (планирование потребности в материалах) - сбор и анализ потребностей в материалах, в том числе из заявок модулей РM (ТОРО), PS (управление инвестиционным проектами), для формирование документов закупки
3) Систему закупок начиная с заявки и заканчивая поступлением ТМЦ (товарно-материальных ценностей) на нужный склад с формированием необходимых документов: заказ на поставку, контракт, соглашение о поставках и т.п..
4) Бухгалтерский учет в части учета запасов по складам, перемещения и списания ТМЦ, проведение инвентаризации (с формированием проводок в модуле FI).
5) Отпуск ТМЦ и услуг на сторону
При продаже на сторону часть операций (например фактурирование) может быть реализовано средствами SD (сбыт).

SD (Sales and Distribution) – сбыт. Тесно связан с MM. Обеспечивает функции отгрузки, комплектования, выставления счетов и т. п. 
PM (Plant Maintenance)- техническое обслуживание предприятия) – Техническое Обслуживание и Ремонт Оборудования (ТОРО).
ТОРО включает в себя следующие основные задачи:
1) инспекция: определение фактического состояния объекта;
2) плановое ТОРО: сохранение заданного(целевого) состояния объекта;
3) ремонт: восстановление заданного(целевого) состояния объекта.
Организационной основой для ТОРО является создание и выполнение заказов на ремонт и обслуживание технических объектов предприятия. 


Основными организационными объектами ТОРО являются:
- технические места (организационные единицы в логистике, которые структурируют технические объекты согласно функциональным, относящимся к процессу или пространственным критериям);
- единицы оборудования (отдельные физические объекты, ТОРО которых выполняется автономно).
Единицу оборудования можно монтировать/демонтировать на техническое место.
FI – один из основных модулей, реализует классический бухгалтерский и финансовый учет. Обладает широким функционалом, позволяющим вести бухгалтерию одновременно по нескольким организациям с учетом специфики каждого.
CO (FI/CO) – (COntrolling) реализует управленческий учет, отличающийся от бухгалтерского ориентированностью на анализ мест и причин прихода и расхода средств, возникновения прибылей и убытков.
IS-U (Industrial Solution Unit) оно же SAP for Utilities – это отраслевое решение, разработанное для предприятий любого размера, участвующих в процессе снабжения электрической и тепловой энергией, а также других услуг ЖКХ. В значительной степени взаимосвязано с ТОРО.


Основные задачи решаемые в IS-U:
1) Ведение парка приборов учета (справочник, проведение проверок оборудования клиентов (интеграция с PM и SD), поверка средств учета – счетчиков);
2) Ведение потребителей и услуг, предоставляемых им (Электроэнергия, газ, вода, отопление и т.д.);
3) Проведение работ по заключению договоров с новыми клиентами (интеграция с FI);
4) Проведение проверок оборудования клиентов (интеграция с PM и SD);
5) Движение единиц оборудования или их жизненный цикл (приборов учёта электроэнергии, газа и т.д.) (интеграция с модулем MM);
6) Отражает полный бизнес – процесс работы с клиентом (деловым партнёром);
7) Проведение расчетов потребляемых услуг, формирование фактуры;
8) Управление энергетическими данными - хранение интервальных данных потребления, формирование балансов, управление сервисом и сетями.

Базис занимает особое место среди других модулей.
Базисники отвечают за функционирование SAPа (сервера приложений) в целом. 
Задачи:
Первоначальная установка и настройка параметров производительности.
Администрирование базы данных.
Установка пакетов обновлений и корректур (нот).
Осуществление переносов (транспортов) в продуктивную систему.
Администрирование (ввод и присвоение ролей) пользователей.
Резервное копирование данных.
Настройка взаимодействия систем (передачи данных между системами).
Мониторинг (контроль) системы с целью заблаговременного определения проблем и принятия мер.
Настройка доступа к системам со стороны службы поддержки SAP.
Поддержка в актуальном состоянии данных о системах на service.sap.com
Предоставление доступа (выдача имени, пароля и полномочий) для работы с сервисом SAP.
Анализ дампов (лучше совместно с функциональщиками – консультантами оп прикладным модулям и абаперами).
Перечисление неполное, но думаю достаточное для понимания. Базисник по роду своих занятий имеет полные полномочия в системе (SAP_ALL). Любая ошибка легко может привести к полному краху системы. В связи с этим базисник должен обладать как глубокими знаниями, так и колоссальной ответственностью и самодисциплиной. Кроме того это самый консервативный человек в команде - противник всяческих экспериментов, установки непроверенных обновлений и т. п. 
                                                     Группа разработки (абаперы)
Абапер - это программист на языке ABAP/4.
Задача - реализовать в системе некоторую функциональность или отчет на основе поставленного консультантом технического задания. Абапер хорошо (гораздо лучше консультанта) разбирается в функционировании системы, но при этом не знает бизнес-процессов и не общается с пользователями. Абапер имеет "ключ разработчика" - пароль, который позволяет создавать и модифицировать код в системе в предусмотренных SAPом местах. (Для модификации стандартных программ требуются дополнительные ключи.)
 

Практически никакой защиты от ошибок в программе в SAP не предусмотрено. Легко можно уничтожить или изменить данные в любой таблице. Барьером сохраняющим данные продуктива в целостности (в "консистентном"-логически правильном состоянии) выступает процедура разработки ориентированная на 3-х звенный ландшафт. Разработка переносится в продуктив только после тщательного тестирования консультантом.
 

Абапер и базисник должны обладать прямо противоположными качествами. Один - любит все изменять, улучшать, экспериментировать, второй - наоборот. При этом необходимо добиться их совместной конструктивной работы.

Следующие «модули», строго говоря, являются отдельными системами, как правило, работающими на отдельных серверах, но при этом обмениваясь данными с «основной» ERP системой:
HR ­(Human Resource) – управление персоналом. Включает в себя подбор персонала, кадровый учет, расчет заработной платы.
CRM (Customer Relationship Management) – система управления взаимодействием с клиентами. Обеспечивает хранение всей информации касающейся клиентов, в том числе полную историю общения. Помогает контролировать, как удовлетворяются запросы клиентов.
EP (Enterprise Portal) – корпоративный портал. Представляет собой среду для создания внутреннего сайта компании, где сотрудники могут получить доступ к информации и необходимым сервисам. Основная идея – единая точка доступа ко всем данным и программам. Сам по себе Портал не обладает существенным функционалом, но может подтягивать данные  и включать в себя функционал из других систем. Например, пользователь может видеть ERP систему внутри одного из окон Портала.
BI (Business Intelligence, бывшая BW- Business Warehouse) – система специально заточенная для обработки и анализа больших объемов данных. Является системой класса OLAP (ERP это OLTP система – значение терминов можно найти в википедии).  Основная причина массового использования данной системы, в том, что ERP в силу самой схемы организации хранения данных, плохо справляется  с такими задачами. Данные для хранения и анализа поступают в BI из других систем, в том числе из ERP.
BO (BusinessObjects) – система предназначенная главным образом для создания отчетов по BI. Можно считать своеобразной «надстройкой» для этой системы (но может использовать и другие источники данных). Существенно отличается от «классических» SAP-систем, так как изначально разрабатывалась сторонней фирмой, впоследствии приобретенной SAP. Обеспечивает удобный графический интерфейс для создания различных отчетов, обладает большой гибкостью. Декларируется (но на практике сомнительна) возможность работы с данной системой пользователей, без помощи консультантов.

Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий