Исполнительный директор портала по поиску удаленной работы oDesk Гэри Сворт прочитал на Digital October лекцию «Сотрудники в облаках». Мы публикуем сокращенную версию этой лекции.
Знания, навыки, специалисты – это самый главный ресурс для
современных компаний. Несмотря на то, что вроде как сейчас время
рецессии, высок уровень безработицы, наверняка вы сами сталкивались с
тем, что хороших, грамотных специалистов все равно трудно найти.
Собственно говоря, наша компания как раз и занимается подбором
квалифицированных специалистов.
Конкуренция за таланты огромная
Концепция работы, которая существовала еще 15 лет назад, родилась в
первые годы индустриальной эпохи, и тогда естественно было полагать, что
люди должны работать все вместе в одном помещении. Но это не очень
эффективно в нынешних условиях. Это дорого, поскольку требуется целая
инфраструктура. Вдобавок сами затраты на наем персонала оказываются
достаточно высокими, даже если вы не пользуетесь услугами крупных
хедхантинговых агентств. В Соединенных Штатах подсчитали, что в среднем
на поиск нужного человека уходит 90 дней.
Многим компаниям приходится нанимать массу народа, несмотря на то,
что это дорого и требует массу времени. Более того, приходится драться
за таланты. Мы с этим постоянно сталкиваемся в Кремниевой долине. Вроде
как взял на работу хорошего специалиста, но за него еще надо каждый день
биться, потому что его перетягивают – ну, знаете, масса народу уходит
из Google в Facebook, а из Facebook в Foursquare.
В общем, конкуренция за таланты огромная. Причем зачастую эта конкурентная борьба идет среди знакомых лиц — одни и те же компании бьются за лучших людей. Получается, что и подбор персонала, и, самое главное, его удержание – дело очень сложное и очень дорогое. Началась информационная эпоха, но большая часть компаний продолжает работать так, будто абсолютно необходимо, чтобы все их работники одновременно находились в одной комнате.
Конечно, какая-то часть работы понемножку расползается в пространстве
и во времени, есть возможность передать какую-то работу на аутсорсинг, в
другие страны, однако эта модель тоже оказалась сложной. Для того чтобы
грамотно отдать работу на аутсорсинг, нужно и правильный контракт
нарисовать, и четко прописать спецификации и сейлы.
В Соединенных Штатах
очень увлекались аутсорсингом в Индии, но выяснилось, что несмотря на
то, что язык один и тот же, возникают трудности в коммуникациях. Ну и
дальше, понятное дело, приходится летать в эту Индию, пытаясь решать
проблемы на местах. А с другой стороны, если у вас все получается, то
ваши конкуренты начинают копировать ваш опыт и тоже переносят
производство или колл-центры в Индию, и, вроде как, все возвращается на
круги своя: с теми же самыми компаниями по тем же самым направлениям вы
бодаетесь теперь в новой географической зоне, и они начинают
переманивать уже ваших индийских сотрудников.
Многим компаниям не хочется брать людей на постоянную работу
Впрочем, глобализация привела к еще одному направлению изменений – а
именно в области онлайн-работы. То есть речь идет о том, что вы и
подбираете персонал в онлайне, и выполняете работу в онлайне, и
оплачивается эта работа в онлайне. Вместо того чтобы нанимать людей,
которые будут приходить в офис вашего подрядчика в Индии, вы просто
договариваетесь с ними напрямую, и они работают удаленно, но с теми же
самыми материалами и ресурсами, что и вы. Собственно, oDesk
работает именно на этом рынке. В прошлом году мы обслужили поток рабочих
запросов на $78 миллионов. В нашу сеть уже входит 2,5 миллиона
специалистов по всему миру.
Почему это интересно для наших клиентов? Давайте сначала разберемся с
вопросом, почему это интересно работникам. Потому, что многие из них
имеют высокую квалификацию, но не получают адекватные этой квалификации
зарплаты, поскольку живут, скажем так, в неправильном месте.
Предположим, есть люди, живущие где-нибудь в глуши, пусть и
американской, и обладающие какими-то важными навыками, которые мечтают о
работе в Кремниевой долине, но не имеют возможности туда переехать.
Если вы хороший специалист, но вам не повезло и вы живете где-нибудь в
Урюпинске, у вас должна быть возможность зарабатывать столько же,
сколько вы зарабатывали бы, живя в Сан-Франциско. По нашим прогнозам, к
2020 году только через нашу платформу будет проходить работы на $10
миллиардов, которую будет выполнять около 2 миллионов человек.
Сейчас у нас около 4 тысяч клиентов, которые обращаются к нам в
поисках подрядчиков, исполнителей в других странах. Многим компаниям не
хочется брать людей на постоянную работу. Им очень нравится идея, что
они могут пользоваться услугами высококлассных специалистов тогда, когда
они им нужны. С одной стороны, им хочется иметь доступ к хорошим
специалистам тогда, когда они им нужны, а с другой стороны, не хочется
тратить на них слишком много денег.
То есть оплачивать рабочие места, выделенные телефонные линии и так далее. Часто бывает так, что специалист нужен 5 часов сегодня, 6 часов завтра, а потом он свободен несколько недель. Ну и при всем при этом в такой системе специалисты будут иметь определенную репутацию, клиенты смогут получить какую-то статистику по каждому специалисту, понять, действительно он стоящий специалист или нет.
То есть оплачивать рабочие места, выделенные телефонные линии и так далее. Часто бывает так, что специалист нужен 5 часов сегодня, 6 часов завтра, а потом он свободен несколько недель. Ну и при всем при этом в такой системе специалисты будут иметь определенную репутацию, клиенты смогут получить какую-то статистику по каждому специалисту, понять, действительно он стоящий специалист или нет.
Даже если клиент кинет нас, мы все равно оплатим работу
Хорошей аналогией в данном случае будет какой-нибудь электронный
магазин, которым вы сами, конечно же, пользовались не раз. Электронная
коммерция существует уже лет 15 или 20, и в Соединенных Штатах на нее
приходится 7% всего торгового оборота. Это может показаться не такой
большой цифрой: да, все-таки 93% всех покупок совершается в офлайновом
мире. Но и эти 7% представляют собой огромный рынок. Масса людей сейчас
покупают товары в онлайне. Не просто телевизоры – уже и машины люди
сейчас покупают на eBay! Короче говоря, электронная коммерция
дает нам новый способ найти нужный товар, обеспечить его удобную
доставку и выбрать какой-то удобный способ за него заплатить.
Собственно, oDesk занимается тем же самым. Просто у нас очень
специфический товар. Мы помогаем найти нужных специалистов, нанять этих
специалистов и оплатить их работу. Рынок, на котором мы работаем, уже
большой, но мы понимаем, что дальше он будет расти взрывными темпами.
Когда рынок электронной коммерции в Соединенных Штатах только возникал, у
нас был один Amazon, который тогда торговал лишь
книжками. Сейчас можно в онлайне купить практически все что угодно.
По
нашим прогнозам, больше 50% всех американских специалистов (речь идет о
70 миллионах человек) к 2020 году будут фрилансерами и будут работать
как раз в онлайне. И это неудивительно. У фрилансеров обычно есть
возможность зарабатывать больше, имея при этом достаточно гибкий график.
Компаниям эта система интересна, поскольку она дает им возможность
значительно сэкономить, что повышает, конечно, и конкурентоспособность
самих компаний. Мы помогаем вам находить правильных специалистов и
какую-то эффективную систему оплаты – тут по-разному можно договориться.
Наша работа, в частности, предполагает возможность онлайнового доступа к
тому, что делает ваш работник. Он работает через нас, он подписывается
под тем, что 6 раз в час мы имеем право снимать скриншоты с его рабочего
стола, и если у вас есть желание, вы можете за ним присматривать. Это
очень удобно, потому что если вы видите, что он делает что-то не то, у
вас есть возможность вовремя исправить эти ошибки.
Почему мы нужны специалисту? Потому что мы лично гарантируем оплату
его труда. Даже если клиент кинет нас, мы все равно оплатим работу. Да,
бывает и так, что наши специалисты как-то договариваются с клиентами за
нашей спиной. А потом они возвращаются к нам, когда эти же клиенты их
обижают. Нашим специалистам очень нравится система, по которой они
гарантированно получают от нас свои деньги раз в неделю. Им не нужно
бегать за клиентами и клянчить.
«Это круто, мы хотим и дальше работать именно так»
Мы провели опрос среди своих клиентов, причем опросили более 7 тысяч
компаний. 72% клиентов сказали, что использование онлайн-кадровых
ресурсов они считают стратегическим преимуществом. То есть компании не
говорят: «Это нам сейчас удобно, но мы когда-нибудь это перерастем».
Нет, они говорят: «Это круто, мы хотим и дальше работать именно так».
Собственно, 72% компаний говорят: «Нам это так нравятся, что мы и дальше
будем считать онлайновую работу частью своей стратегии». Больше того,
половина компаний утверждает, что использование специалистов через
онлайн-ресурсы позволяет им повышать свою конкурентоспособность. При
этом они считают, что весь этот рынок, конечно, будет быстро
развиваться.
Например, компанию Creatuity создал человек, который сначала
был специалистом, то есть подрядчиком, в нашей системе. Он пришел к нам в
2009 году и начал с достаточно низкой зарплаты в $15 в час. Но
поскольку специалистом он оказался хорошим, сейчас он уже зарабатывает
гораздо больше — порядка $95 в час. Этот скачок с $15 до $95 он
совершил, как вы видите, всего за 3 года. А теперь он создал собственный
бизнес и подбирает себе персонал в той же самой системе oDesk. Причем он прогнозирует порядка миллиона долларов оборота по компании Creatuity только в этом году.
Понимаю, что вам интересно, какая статистика по России. Наиболее
популярные запросы – это запросы, связанные с веб-разработкой,
программированием и административной работой. Это, собственно,
показательная статистика в целом. 60% всех заказов в oDesk
связаны с какими-то IT-специальностями. Что неудивительно – все-таки мы
IT-компания. И с этой точки зрения Россия мало отличается от других
стран, с которыми мы работаем. При этом интересно то, что 40% всех
заказов российских компаний берут, собственно, российские исполнители. В
первом квартале 2012 года российские подрядчики заработали $4,4 млн,
еще больше заработали во втором квартале. Из каких еще стран приходят
исполнители, подвизающиеся на российских проектах? 15% – Украина, 17% –
Индия, 6% – Египет. И самые разные другие страны.
Помните, я говорил, что в среднем в Соединенных Штатах на поиск
нужного человека уходит 90 дней. В онлайне это время в 18 раз меньше –
всего 5 дней. Причем я уже говорил, что многие из этих специалистов,
которых компания таким образом находит, остаются в компании и работают
(ну, может быть, не в полную силу, но работают) не один месяц, а то и не
один год. И это очень выгодно для компаний. Конечно, они сначала
приходят на какие-то небольшие ставки, но, доказав свою компетентность,
получают возможность зарабатывать больше.
Чего же мы можем ожидать в дальнейшем?
Мне кажется, что все чаще и чаще мы будем сталкиваться с компаниями,
часть персонала которых работает удаленно. Как, собствено, и в компании oDesk.
У нас есть около сотни собственных сотрудников, и еще 250 человек
работают с нами каждый день на удаленке. То есть, в принципе, можно
говорить о том, что они являются нашими постоянными сотрудниками.
Мы считаем, что развитие этого фрилансового сегмента приведет к
изменению законодательства. В частности, в такой неожиданной стране, как
Бангладеш, недавно был принят закон, согласно которому каждый доллар,
заработанный в интернете, не учитывается в налогооблагаемой базе.
Собственно, законодатели признали, что в Бангладеш – это, как вы, может
быть, слышали, не самая богатая страна в мире – работы мало, а население
большое. И правительство решило, что это полезные деньги для народа.
Пусть народ зарабатывает.
Можно рассчитывать на то, что и другие
продвинутые страны будут принимать соответствующие решения. Ну не всё же
митинги запрещать. Вот у нас с вами есть возможность нормально работать
вместе. Поэтому хочется надеяться, что за рабочей реальностью
подтянется и реальность законодательная.
Можно рассчитывать и на увеличение числа компаний, которые разовьют
деятельность в этой области. Все больше и больше будет гибридных
онлайн-офлайновых команд, будут приниматься новые законы, регулирующие
работу подобных команд, будут появляться какие-то специализированные
рабочие площадки – не широкого профиля, как наша, а заточенные под
конкретные отрасли.
Приходится, конечно, задаваться вопросом о сложностях интеграции
таких виртуальных команд с офлайновыми сотрудниками. Конечно, могут
возникать коммуникационные трудности – но они возникают и в офлайновом
мире. Соответственно, компаниям и их сотрудникам придется отыскивать
какие-то более эффективные механизмы выстраивания коммуникации с
удаленными сотрудниками. Нужно будет с учетом этого как-то обновлять
политику компании, ее кодекс. Наверное, если вы активно будете
использовать удаленных сотрудников, это должно будет привести вас к
пересмотру вашей стратегии хотя бы в каких-то ее аспектах.
Пока большинство компаний, использующих наши услуги, это компании
маленькие. Однако все больше и больше компаний среднего размера и даже
«бегемотов» вроде Google, Hewlett и Apple начинают обращаться к нам,
понимая, что это выгодно и удобно.
Видеозапись и полную расшифровку лекции можно посмотреть здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий